Мария Ватутина: ТЫЛ ИЛИ НЕ ТЫЛ?
Нужно не исподволь вытеснять их бизнес или их имена с афиш, а…
Разнарядки на количество черных в отдельно взятой картине, что ни говори, делают свое дело. Теперь, чтобы претендовать на «Оскар», «Эмми» или другую престижную премию, голливудским продюсерам приходится набирать на главные и второстепенные роли означенное количество черных душ.
Иногда создается впечатление, что делается это все с гигантской фигой в кармане – и в качестве насмешки над зрителем и киноакадемией. Черные крепостные Екатерины Великой, покрашенная Клеопатра и диснеевская Русалочка в виде мулатки – ну не могут же они в это серьезно верить?
«Великая-3»: черный русский, черный русский девкам очень нравится
Вроде бы еще со школьных учебников все помнят, что крестьян в России держали в черном теле. Но не до такой же степени, как в сериале «Великая» (Hulu), где темнокожие появились уже среди холопов. Американский сатирический сериал за два сезона уже научился класть на лопатки русскоязычную аудиторию: там были граф Ростов, которого сыграл темнокожий Абрахам Попула, и фаворит императрицы Григорий Орлов в исполнении актера индийского происхождения Саши Дхавана. Там наша царица пьет настойку из… собственной плаценты, а Петр III отбирает жене любовников по размеру гениталий. Смешно?
В третьем сезоне сериала, который выйдет 12 мая на платформе Hulu, сценаристы превзошли себя: в одном из эпизодов Екатерина обращается к крепостным, среди которых в тряпках и лаптях (как будто больше похожих на вещи с африканского рынка) стоят… чернокожие русские крестьяне.
Интернет взорвался: «Это гуцулы, типичные жители Закарпатья», «Видимо, в кадр попали пращуры Пушкина», «Самое смешное, что на африканцах в антураже России сериал и держится, все остальное скучное и тягомотное и парашное».
«Питер Пэн и Венди»
В игровом ремейке диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1953), который снят по сказочной повести Джеймса Барри, тоже случился неожиданный «перекрас». В оригинальном произведении фея Динь-Динь прописана голубоглазой блондинкой. Но кого это теперь волнует? Продюсеры проекта «Питер Пэн и Венди» решили, что в темных тонах волшебница будет красочнее в исполнении Яры Шахиди – актрисы ирано-афроамериканского происхождения.
– Это действительно много значит для меня, я невероятно взволнована предстоящим приключением, – признается молодая актриса.
Капитана Крюка сыграет, к счастью, англичанин Джуд Лоу, Питера Пэна – Александр Молони, а Венди – Эвер Андерсон, дочь Милы Йовович.
«Русалочка»
Как только в сети появился ролик новой «Русалочки» от Disney (компания заплатила 10 миллионов долларов каналу ABC за право показать его на церемонии вручения «Оскара»!), он вызвал необычайный всплеск интереса: видео посмотрели более ста миллионов раз за сутки. И дело тут, увы, не в художественной ценности: просто в роли Ариэль теперь 19-летняя Хэлли Бэйли – не путать с Холли Берри – темнокожая певица и протеже Бейонсе. Увы, трейлер побил рекорд и по дизлайкам – их было за первые 24 часа под 800 тысяч. Более того, в сети зрители запустили хэштег #NotMyAriel («Не моя Ариэль»): разочарованные новой Ариэль зрители выкладывают посты с протестами и отбеливают фильтрами кожу молодой актрисы.
– Автор сказки «Русалочка» – датчанин, – отмазались в Disney. – Сама Русалочка – это вымышленный персонаж. Но раз уж мы говорим о национальности, значит, Русалочка – датчанка. Она запросто может быть темнокожей, так как датчане тоже могут быть темнокожими.
«Клеопатра»
А еще совсем недавно Netflix выпустил трейлер квазидокументальной ленты «Царица Клеопатра» из цикла «Африканские королевы», посвященной неотразимой египетской царице. Главную роль сыграла темнокожая британская актриса Адель Джеймс. И египтяне, и греки (Клеопатра относилась к македонской династии Птолемеев) пришли в ярость, увидев креативное решение кастинг-директора проекта. Историки настаивают, что раз уж это документалка, налицо очевидное искажение и передергивание реально происходивших событий. Простые зрители неистово вопрошают – зачем? Ведь это уже не смешно, у Клеопатры, как известно, африканских корней не было. Некоторые идут дальше и уверяют, что таким образом даже через, казалось бы, незыблемые максимы древней египетской цивилизации внедряются «утверждения об африканском централизме» и путаница о черных пращурах.
– Я уже говорила, что Disney корпорация лицемерия? – пишет одна из пользователей «Твиттера». – В целом Netflix тоже. Репрезентация – это просто отлично и полезно, но… Такое ощущение, что для боссов существуют только белые и черные. У Египта и Македонии своя история и культура, и такое не очень этично. Или нет?
«Три мушкетера»
«Перекрасили» и гасконца Д’Артаньяна. Знает об этом Михаил Боярский или нет, но в марте британцы выпустили (в том числе и в России) новую экранизацию романа Александра Дюма «Три мушкетера», где роль дерзкого молодого дворянина досталась темнокожему актеру африканского происхождения Малачи Пуллар-Латчмену («Я иду искать. Королевская игра»).
Некоторые зрители начали шутить, что это приквел-версия голливудского комикса про супергероя Marvel Черную пантеру. Иные решили, что раз уж и Иисуса Христа, и Анну Каренину на Западе делали темнокожими, то для вальяжного и аристократичного Атоса это слишком много, а для харизматичного и наглого Д’Артаньяна – в самый раз.