Герман Садулаев: ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА
Бабло не победило зло
А вот и очередная загадка: зачем Владимиру Владимировичу (а слухи ходят, что это именно его инициатива) понадобилось выдергивать депутатов из регионов, куда они направились работать после завершения очередной думской сессии, на внеочередное заседание Госдумы? В условиях спецоперации на Украине это действительно интригует, хотя, по информации «Коммерсанта», заседание и не будет связано с СВО. Я, впрочем, уточнил бы, что, вероятно, напрямую не связано с СВО, потому что все, что сейчас происходит (ну или почти) в политической плоскости, так или иначе с СВО связано, ибо это тот фактор, который, по сути, нынче определяет российскую реальность. Которая, замечу, ныне находится в процессе формирования (сейчас мы еще живем в некоем промежуточном состоянии, как бы до начала СВО и одновременно после). И внеочередное заседание нижней палаты парламента, назначенное на пятницу, – это еще один шаг в сторону более четких контуров той действительности, в которой нам и предстоит жить, если в ближайшем будущем не произойдет третьей мировой (что тоже отрицать нельзя).
Итак, чего нам ждать от заседания 15 июля? По данным «Коммерсанта», «оно связано с необходимостью принять ранее внесенные правительственные инициативы и решением некоторых кадровых вопросов». Но вот политолог Дмитрий Журавлев считает иначе: «Мне кажется наиболее вероятным, что на экстренном заседании ГД будет рассмотрен вопрос о принятии новых территорий в состав России, то есть, тем самым будет продемонстрировано достижение основных целей спецоперации. Все остальные даже очень серьезные решения не требуют экстренного сбора парламента. Они могут быть приняты указами с последующим утверждением парламента, и это утверждение может спокойно пройти в плановом режиме, в том числе и кадровые вопросы». Журавлев отмечает, что кадровые назначения «у нас проходят указом, да и снятие кого-то с постов – тоже. Даже там, где назначение проходит решением парламента, всё равно снятие с должности приходит указом». «Если бы была такая надобность, то выпустили бы указ по, например, Алексею Кудрину, а парламент уже на сессии по представлению президента утвердил бы нового главу Счётной палаты. Для этого экстренно собирать парламент нет никакой необходимости. А вот принятие новых членов в состав страны — это вопрос изменения Конституции, он без парламента никак не может быть проведен. Мне кажется, что именно это и произойдет», – поясняет он.
И действительно, логика в его словах есть. Проблема только в том, что – и об этом не раз заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков – вхождение в состав РФ возможно только после проведения референдумов. К тому же столь громкое решение требует присутствие президента, а, по словам Дмитрия Пескова, Владимир Владимирович не планирует лично присутствовать на заседании (этот момент, конечно, может быстро измениться, но все же). Поэтому вряд ли речь на заседании зайдет о присоединении к РФ новых территорий.
Тогда что? Принятие, как пишет «Независимая газета», законопроекта о «приравнивании тех сотрудников ФСБ, которые защищают сейчас границу России с Украиной, к ветеранам боевых действий»? Тоже как-то не очень масштабно, чтобы собирать внеочередное заседание Госдумы. А вот законопроект № 154930-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правовых основ взаимодействия граждан с государственными органами), который войдет в повестку внеочередного заседания Госдумы, – это совсем другое дело. Документ весьма и весьма интересный, поскольку предусматривает, во-первых, выведение спецслужб из сферы социального и государственного контроля, а, во-вторых, выведение из-под него же Главного управления специальных программ президента, которое ведает мобилизационной подготовкой и мобилизацией в РФ. «Вместе с тем необходимо отметить, что деятельность российских специальных служб, в частности ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГУ СП, осуществляемая даже на основании заявлений граждан, не является по своему содержанию предоставлением услуги и всегда направлена в первую очередь на обеспечение безопасности государства в целях выявления, предупреждения и пресечения противоправной (в том числе разведывательной) деятельности иностранных государств, организаций и отдельных лиц. Исходя из специфики функций и задач перечисленных ведомств, заложенные в Законе о госуслугах основополагающий принцип открытости деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и гарантии получения гражданами полной информации о действиях государственных органов не применимы для российских специальных служб. В связи с изложенным законопроектом предлагается предусмотреть в Законе о госуслугах изъятие, согласно которому деятельность органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки и федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации не является предоставлением государственных и муниципальных услуг», – говорится в пояснительной записке. То есть Кремль (ясно, что такой законопроект – это далеко не частная инициатива тех или иных депутатов) планирует засекретить информацию о мобилизации в России, что на фоне «украинского кейса» выглядит как сигнал, что СВО может перерасти в нечто большее. И вот это действительно тянет на причину внеочередного заседания.
А что с кадровыми перестановками? С тем же назначением Дениса Мантурова на должность вице-премьера при сохранении поста министра Минпромторга? Думается, это делается именно сейчас не столько для отвода глаз, сколько, что называется, вдогонку. Как пишет политолог Илья Гращенков в своем телеграм-канале, «это назначение готовилось еще до СВО и даже в начале марта, но потом, после понимания о провале импортозамещения, назначение было отложено». «Когда приоткрылась реальная ситуация с экономикой, как по ней ударили санкции и что реально обстоит дело с “технологическим суверенитетом”, мнение Кремля резко изменилось», – уточняет Гращенков. Само назначение выглядит, конечно, странным: зачем повышать чиновника, который и на своем-то месте не показывает выдающихся результатов? Но с точки зрения системы сдержек-противовесов, все выглядит более-менее логичным. За счет этого повышения группа Чемезова (Мантуров – его человек) уравновешивает выросшее за последнее время влияние группы Ковальчуков (прежде всего за счет расширения сферы деятельности первого замглавы АП Сергея Кириенко, который теперь курирует территории Донбасса и те области Украины, что находятся под контролем российских войск).
На этом кадровые перестановки могут не закончиться. Как пишет РБК, своей должности вице-премьера может лишиться и Юрий Борисов, которого могут перекинуть на «Роскосмос» вместо Дмитрия Рогозина. Плюс ходят упорные слухи, что Алексей Кудрин может потерять свое место главы Счетной палаты, что было бы логично (особенно, после ареста Владимира Мау), но маловероятно: с одной стороны, близость к президенту делает свое дело, а с другой – ну должен же хоть кто-то оставаться не под санкциями на крайний случай. К тому же отставка Кудрина вкупе с законопроектом № 154930-8 означала бы резкое усиление «силовой башни», на что Владимир Владимирович вряд ли пойдет. Отставка вице-премьера Татьяны Голиковой (об этом тоже циркулируют слухи) тоже маловероятна: больших претензий к ее работе у президента не было. Впрочем, нельзя исключить и каких-то сюрпризов, но в любом случае эти перестановки будут носить точечный характер – для уравновешивания влияния «кремлевских башен» и не более того. Тут каких-то сенсаций ждать не стоит.
Единственная сенсация, которую можно предположить, это вышеупомянутый законопроект, как подготовка к чему-то более радикальному. В этом плане вспоминаются недавние слова Владимира Путина на встрече с лидерами думских фракций: «Сегодня мы слышим, что нас хотят победить на поле боя. Ну, что здесь скажешь — пусть попробуют. Мы уже много раз слышали, что Запад хочет воевать с нами до последнего украинца. Это трагедия для украинского народа, но, похоже, все к этому и идет. Но все должны знать, что мы-то по большому счету всерьез пока ничего и не начинали», – заявил тогда Владимир Владимирович. Точно в Кремле решили, что пора начинать. Ну или хотя бы подготовиться к тому, чтобы если что – можно было начать. И готовиться будут тихо (так, допустим, в материале «Коммерсанта» даже и непонятно, насколько законопроект № 154930-8 важен). Поэтому никаких судьбоносных решений, наподобие присоединения Донбасса или там отставки половины кабмина, не будет. Если, разумеется, не произойдет чего-то такого, что просто взорвет повестку. Но такого, по всей видимости, не произойдет.