Максим Шевченко: «Война становится всё более парадоксальной. Я даже сомневаюсь – война ли это?»

2 недели назад

С самого начала СВО в России идут разговоры об уровне мобилизации общества, экономики, власти и страны в целом. Общим местом в этих спорах всегда было одно утверждение: если враг окажется на международно признанной территории РФ, то на борьбу поднимется весь народ, даже те, кто изначально был против спецоперации. Тезис этот недавно прошел проверку реальностью. Результаты проверки нам прокомментировал журналист и политик Максим Шевченко. 

Максим Шевченко. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

«ВН»: – Максим Леонардович, как можно объяснить, что ситуации в Курской области так быстро рутинизировалась?

– Это очень легко объяснить. Потому что война идет не за территории, а за промышленную или энергетическую инфраструктуру, которая на этих территориях находится. На территории Курской области находится важнейший энергетический и стратегический объект – газоизмерительная станция «Суджа», ГИС «Суджа». Через нее идет во всё увеличивающихся объемах российский газ. Покупателями которого являются Венгрия, Словакия и Австрия. 

Напомню, что договор на транзит российского газа через Украину действует до конца 2024 года. Согласно этому договору Украина обеспечивает транзит российского газа, забирая себе значительную его часть, которую использует в том числе и на военные нужды, и на обогрев городов и промышленных предприятий. 

Если вы посмотрите на карту, то вы увидите, что есть ГИС на границе Украины и Словакии, есть ГИС на границе Украины и Венгрии, есть ГИС на границе Украины и Румынии. Через Румынию идет так называемый реверсный газ. 

Россия. Курск. Жители у дома, поврежденного в результате обстрела ВСУ. Фото: AP/TASS

Скажу честно, война становится всё более парадоксальной. Я даже сомневаюсь – война ли это?

Итак, главной целью ВСУ был захват этой ГИС «Суджа». Точки, где формируется стоимость газа, который пересекает российскую газовую границу, – это место, где цена формируется. 

Сейчас она находится под контролем Украины. Но формально действует договор «Газпрома» с Украиной на транзит. Этот договор завершится в декабре. 

Россия может развернуть масштабное наступление и взять эту «Суджу», но тогда будут разрушены газовые коммуникации. А Россия увеличила объем поставок газа в Европу. Газ идет по трубам через Украину; по Южному потоку; увеличиваются объемы через азербайджанские сокаровские* трубы; и по Турецкому потоку. И одновременно НОВАТЭК увеличил объемы сжиженного газа. Я напомню, что на газ европейские санкции в отличие от нефти не распространяются. 

Россия. Курская область. Военный вертолет ВС РФ во время полета. Массированная атака со стороны ВСУ на Курскую область началась 6 августа. На территории региона неоднократно объявлялась ракетная опасность. Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Поэтому эта рутинизация связана именно с тем, что война ведется не за территории. Это никто никак понять не может. Или делают вид, что не понимают, спустя два с половиной года. Она ведется за энергетические и промышленные богатства. Вот ГИС «Суджа» – это достаточно важная вещь, такой бриллиант. Сейчас он находится по контролем вооруженных сил Украины. Поэтому Путин и сказал, что это провокация ВСУ. Он не сказал, что это провокация Зеленского, заметьте. 

Я вообще считаю, что Зеленский был не в курсе этой операции Только на третий день он пришел в себя после беспробудной пьянки, когда узнал, что случилось. Как раз начались тайные переговоры с Россией в Дохе об энергосистеме. Стали делить, что кому достанется. 

И тут ВСУ во главе с Сырским очевидно сказали: «А что это без нас там договариваются? Мы хотим свою долю». Раз – пошли и взяли под свой контроль.

Александр Сырский, 2022 (фото из архива). Фото: ТАСС/EPA/YEVGEN HONCHARENKO

Теперь дилемма: можно послать на хрен эту газовую трубу и реально туда бить ФАБами трехтысячекилограммовыми, которые обеспечивают подавляющее преимущество российской армии на покровском направлении. Но тогда можно забыть про эту ГИС и так далее. Россия очевидно не хочет отказываться от этой трубы. Потому что на данный момент газ обеспечивает статус союзникам России в европейском пространстве – Венгрии, Словакии и Австрии. 

Эта операция в Курской области никак не связана ни с деревнями, ни с райцентрами этой области. Она связана с газом и имеет стратегическое европейское измерение. Они вошли и приставили бритву к яйцам, как в голливудском фильме. И дальше, как говорится, выбирайте. 

Если Россия будет воевать, то украинцы погибнут там все. У них там недостаточно сил для удержания этой точки. Это была в целом очень рискованная авантюра. Но это если бы Россия приняла решение отказаться от этого газа. А Россия не приняла такое решение, и они там окапываются. 

Владимир Зеленский. Фото: EPA / TASS

И они ждут, что они получат долю в той энергетической сделке, которая где-то там осуществляется. А энергетика – это важнейшая, самая главная составляющая Украины. Никого не волнует ни русский мир, ни украинский мир, ни территории. Украина – это пять с половиной атомных электростанций. Потому что в Чернобыле работает только один реактор. И это крупнейшее открытое хранилище ядерных отходов на территории Европы. 

А Украина – это месторождение урана под Жёлтыми Водами – крупнейшее в Европе. Украина – это Донбасс, богатейшее месторождение угля. Который активно сейчас уже продается в Китай, в Турцию. Украина – это электростанции, работающие на угле и на мазуте, это гидроэлектростанции Днепровского каскада и так далее. Это три порта – Николаев, Херсон, Одесса. Через них осуществляется зерновой экспорт. Украина – это аммиачная труба, по которой даже никто не стрелял в ходе боев. 

Надо просто смотреть на этот конфликт в другом измерении. И вы тогда поймете, в чем дело. Конфликт идет вообще не вокруг абстрактных названий – Украина или Россия, где были древние славяне, а где древние тюрки. Конфликт идет вокруг конкретной советской энергосистемы. Парадокс еще и в том, что многие собственники этой энергосистемы находятся в России. 

Максим Шевченко

Максим Шевченко / Википедия

«ВН»: – То есть это коммерческая история. 

– Любая война – это коммерческая история. При капитализме. 

«ВН»: – Но ведь есть еще и настроение народа, общественное мнение. Ведь Курская область – сакральная вещь для нас. Там каждая пядь земли давалась огромной ценой. 

– Для нас и Киев – сакральная область. Что это границы РСФСР вдруг сакральны, а СССР уже нет? Для меня лично и Киев – это сакральное. Мать городов русских. Лавра оскверненная, где запретили церковь. Это не менее сакрально, чем Курская область. Для меня вся территория моей страны, которую я когда-то дал присягу защищать в 1990 году, это сакральная территория. 

Фото: Zuma\TASS

Но я вообще считаю, что нет никаких сакральных территорий. А есть конкретно разводка. Есть конкретные интересы конкретных групп. Мир при капитализме – это те, кто контролирует ресурс, имеет возможность его доставить и продать. Вот они стоят наверху. Идет война за ресурсы, за способ их доставки. И за участие в продаже на конечных рынках. А всё остальное – это лозунги для мобилизации масс. Хотя Россия еще наиболее честно поступает. 

Так как война имеет коммерческую составляющую, Россия, по крайней мере, платит контрактникам огромные деньги. И в случае гибели вдова или семья получают еще большие деньги. А несчастные украинцы вообще идут просто по разводке. За их спинами олигархат делит всё это бабло. А украинцы умирают «за сакральное». За свою государственность. Фактически бесплатно воюют и гибнут. 

Поэтому наше российское государство более честно по отношению к своим гражданам. Да, вы рискуете жизнью. Высшие элитные группы зарабатывают огромные деньги на войне. Но и вам – вот, пожалуйста. Вы имеете возможность поднять свое материальное положение и свой социальный статус. 

Россия. Забайкальский край. Чита. Военнослужащие во время мероприятий по случаю окончания курса подготовки мобилизованных в окружном учебном центре Восточного военного округа (ВВО). Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС

Россия действует именно в коммерческой логике, реальной логике. Эта логика ближе гораздо к реальности. А украинская власть обманывает свой народ. Она говорит, что это борьба за демократию, за Украину, за национальную идею. А на самом деле это борьба за деньги. 

*Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR). 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ