Герман Садулаев: «Наша власть сейчас отрицает любую возможность новой мобилизации. Тому есть две причины»
Как украинское наступление поменяло сроки и ожидания СВО
Продолжая тему литературной жизни нашей страны в период специальной военной операции, мы поговорили с писателем Александром Пелевиным о том, почему сегодняшние фестивали «Читающей России» мало чего дают России настоящей и какие сейчас есть альтернативы у складывавшихся десятилетиями либеральных книжных институций.
«ВН»: – Александр, сегодня должен начаться ставший скандальным из-за заявки на него поэтессы Ирины Котовой фестиваль «Китоврас» во Владимире. Ее участие вроде как отменили в итоге. Из-за ее русофобского стиха. Но исчерпана ли этим проблема?
– Насчет этой Котовой – показательная история. Еще летом 2022 года она совершенно спокойно выступила бы на любом фестивале, где угодно. И прочитала бы те же самые стихи. И хрен бы кто что сказать смог. И я вижу большую заслугу «Союза 24 февраля» и многих моих коллег в том, что сейчас такой номер больше не прокатывает.
У нас в литературе осталась тусовка, заведующая фестивалями. Она держит фигу в кармане. Но теперь она боится открыто хрюкать. Это уже хорошо. Уже хоть что-то. Либерахи заукраинские начали бояться открыто хрюкать. И даже небольшой общественный резонанс имеет последствия для них.
Они стали более сговорчивыми, послушными и покладистыми. Что не отменяет опять же их фигу в кармане и их неуёмное желание оставаться своими попами на своих уютных местах.
«ВН»: – У нас выходили материалы о том, что структура под названием «Читающая Россия» подмяла под себя все фестивали, а у патриотов нет ни одного. Это вина только «Читающей России»? Или же пора просто создавать свои новые фестивали?
– Пора создавать. И очень давно пора. Еще до СВО надо было создавать. Не нужно тут ныть и плакаться, не нужно сваливать вину на либералов. Если мы сами не сорганизовались, не нашли денег на крутые фестивали, не нашли людей, не нашли организаторских способностей – то это наша вина, вина патриотического сообщества.
И взваливать всё на злых либералов… Конечно, они злые и плохие. Но нужно самим работать. И альтернативы есть. Вот я сейчас на Сахалин поеду 24 августа, будет фестиваль «Остров Сахалин», на котором соберутся крутейшие патриотические авторы. И работа потихоньку идет. Она идет сильно медленнее, чем хотелось бы. Но ситуация сейчас намного лучше, чем тем же летом 2022 года.
Опять же, можно винить либералов в том, что они всё захапали и никого не пускают. Но я нахожу это контрпродуктивным. Нужно делать своё. Нужно работать.
Нужно писать хорошие книжки, хорошие стихи – и всё будет нормально. Не нужно ныть и искать виноватых.
«ВН»: – Кстати, чтобы собираться по интересам, не нужно миллиардов. Во времена СССР барды собирались в лесу со своими котелками, тушенкой и палатками. Никто никому почти ничего не давал. Но популярность была бешеная.
– И это верно. Я на большинство мероприятий, куда меня зовут, еду за возможность посмотреть другой город. Ну и за идею, как говорится.
Хотя, с другой стороны, писателю и поэту нужно что-то кушать. И чисто жест вежливости со стороны организаторов – дать ему каких-то денег. Потому что, будем честны, любое выступление на сцене – это работа. Ты выматываешься, ты тратишь время, в которое мог бы что-то написать, что-то сделать. Писателю, например, полезно тратить время не на левые заработки, а на поэзию и интересные книжки.
«ВН»: – Продолжаешь ли ты общаться с ребятами из Литературной мастерской Захара Прилепина?
– Общаюсь с Олегом Демидовым, Алексеем Колобродовым. Это очень хорошая движуха. Пока что меня не звали на новые их сборища, так как я занят сейчас, и у них свои дела. Но Литературная мастерская Захара Прилепина – это отличное начинание. То есть даже уже не начинание, а продолжение. Она состоялась как событие, я бы даже сказал – как институт. И это очень здорово. Потому что нужно выращивать больше авторов со своим мнением, со своей биографией.
Нужно как-то делать альтернативу всем этим литературным семинарам Переделкино, выращивающим одинаковых авторов, которые абсолютно одинаково пишут и которых одинаково все забудут. У них нет ни какого-то интересного мнения, ни биографии.
Они пишут какую-то там литературу травмы. Хотя она тоже уже выходит из моды, просто еще не все заметили. Это всё очень скучно. Надо делать литературу веселее, живее. И Мастерская Захара Прилепина с Демидовым и Колобродовым как раз этим и занимаются.